Малыш идет в первый
класс. К этому дню вся семья готовится, как к большому празднику. Однако ощущение праздника вскоре исчезает.
Ведь в школе малыш сталкивается с трудностями, к которым он оказывается не
очень готов. В первый школьный год проблемы возникают практически у всех детей,
а вот насколько успешно они будут решены, зависит в первую очередь от
родителей.
Первые дни в школе очень
трудны для ребенка. Ему приходится привыкать к новому коллективу, к новым
требованиям и правилам. Поэтому поведение ребенка в эти дни может
отличаться от обычного. Родители замечают, что малыш становится плаксивым,
раздражительным, быстро устает, засыпает с трудом. В этот период очень важно
обеспечить ребенку спокойную ритмичную жизнь. Лихорадочные утренние сборы в
школу можно предупредить, если приучить ребенка собирать портфель и готовить
себе одежду на завтра с вечера. В этот период разумно ограничить просмотр
телевизора и компьютерные игры – все это создает дополнительную нагрузку на
психику ребенка. Не нужно отказываться от привычных для малыша ритуалов –
чтения перед сном, совместных игр, укладывания спать. Можно предложить ребенку
игры и занятия, которые способствуют снятию стресса: это игры с водой и песком,
рисование под музыку, лепка из пластилина и глины. Спортивные игры и прогулки на
природе – также хороший способ борьбы со стрессом.
Практически все родители
хотят видеть своего ребенка отличником, да и дети уверены, что они будут
учиться на одни пятерки. Однако на практике зачастую получается не совсем так.
Не надо ругать ребенка за неуспехи, а уж тем более навешивать на него ярлыки
«неумеха», «грязнуля». Негативные оценки взрослых повышают тревожность малыша,
вселяют в него неуверенность в своих силах. Нужно поддержать малыша,
вселить в него уверенность, что у него все получится, пусть и не с первого
раза. Не следует забывать о том, что нужно хвалить или ругать не ребенка, а
результат его деятельности. Вместо «Ты молодец» лучше сказать «Как красиво ты
нарисовал (написал)».
Один из вопросов,
который часто задают родители – надо ли делать с ребенком уроки. Приготовление
уроков – новая для ребенка деятельность, и задача родителей – научить ребенка
тому, как это делать правильно. Необходимо помочь ребенку подготовить рабочее
место и необходимые материалы – учебники, прописи, цветные карандаши, ручки.
Затем вместе с ребенком обсудить, в чем состоит домашнее задание и в каком
порядке его нужно выполнять. После того, как домашняя работа будет сделана,
взрослый должен проверить ее и помочь малышу собрать портфель на завтра. Через
некоторое время малыш будет справляться с домашним заданием самостоятельно.
Нужно следить за тем, чтобы выполнение домашнего задания не растягивалось на
долгие часы. Причиной тому может быть неумение ребенка структурировать свое
время, а также разнообразные отвлекающие факторы: включенный телевизор, веселые
игры братьев и сестер.
Необходимо беседовать с
ребенком о школе. Такие беседы могут касаться любых аспектов школьной жизни:
какие были уроки, чему малыш научился, с кем подружился, чем кормили на
завтрак. Такие беседы создают у ребенка уверенность в том, что родителям
интересно все, что с ним происходит, а не только его успехи в учебе, а кроме
этого, они научат ребенка быть более внимательным к событиям школьной жизни,
более собранным и наблюдательным.
Если ребенок не ходил в
детский сад, и у него недостаточно опыта в общении со сверстниками, то в первое
время в школе у него могут возникнуть конфликты с одноклассниками. Нужно
побеседовать с ребенком о сложившейся ситуации, не занимаясь поиском правых и
виноватых. Хорошим способом научить ребенка общаться является проигрывание
сценок-миниатюр с использованием персонажей кукольного театра.
Как поступить, если
ребенок испытывает страх перед школой, злится на учителя или одноклассников?
Прежде всего, нельзя запрещать ребенку выражать свои чувства. Нужно разобраться
вместе с ребенком, что именно вызвало появление страха или злости, обсудить эту
ситуацию. Можно рассказать ребенку сказку, в которой герой успешно справляется
с аналогичными трудностями. Такая сказка научит малыша конструктивным способам
решения конфликтов, преодоления трудных жизненных ситуаций.
Излишнее беспокойство и
тревоги родителей передаются ребенку, сказываются на его поведении и на
школьных успехах. Поэтому в течение этого непростого адаптационного периода
очень важно поддерживать спокойную, дружескую атмосферу в семье. Постарайтесь
проводить больше времени с ребенком, выбирая занятия, интересные для всех
членов семьи: совместные прогулки, чтение вслух, настольные игры.
У каждого ребенка
адаптационный период протекает по-разному. Поэтому не стоит сравнивать своего
малыша с его одноклассниками, с детьми друзей и знакомых. Лучше обращать
внимание на успехи именно вашего ребенка, отмечать его достижения и чутко
реагировать на трудности. Ваше внимательное и уважительное отношение к
ребенку поможет ему успешно справиться с новой для него ролью – ролью
школьника.
Источник: http://www.timeformyself.org/
Комментариев нет:
Отправить комментарий